Мягкие топливные баки
Основными материалами, из которых изготовляются мягкие топливные баки, являются нитрильная резина (внутренний топливостойкий слой) и прорезиненные (наружный слой) хлопчатобумажные ткани или капрон. Топливные баки выпускаются протектированными и непротектированными (рис. 4.23).
Рис. 4.23. Конструкция стенок непротектированных (А) и протектированных (Б) мягких баков: 1 — внутренний слой из резины марок 3826, 203А и 203Б; 2 — наружный слой из плащ-палатки (МХП ТУ 1628—54), ткани АХКР (МХП ТУ 1547—53р) или капронового волокна ИКШ-300 (МХП ТУ 1987—57); 3 — протектирующие слои стенок бака |
В период эксплуатации для предупреждения преждевременного выхода из строя не рекомендуется содержать топливные баки на самолетах без топлива.
Для предупреждения преждевременного старения топливные баки резервных самолетов или самолетов, летающих не на полную дальность (на них топливные баки не всегда заполняются топливом), через определенные промежутки времени рекомендуется заполнять топливом, руководствуясь при этом инструкцией по эксплуатации данного типа самолета.
Баки, имеющие трещины на внутреннем слое резины, к эксплуатации не допускаются. Мелкие трещины на внешнем слое баков легко устраняются способом холод — ного склеивания клеем КР-5-18Р. Этот способ ремонта является новым и более прогрессивным по сравнению с ремонтом баков горячей вулканизацией.
Выемка баков из упаковочных контейнеров, их развертывание, монтаж на самолеты, демонтаж и хранение проводятся только при положительных температурах.
Во избежание обмена воздуха и для предохранения баков от озонного старения у баков, демонтированных для временного хранения без топлива, все отверстия и штуцера закрывают заглушками или обвязывают вощеной бумагой. Хранение снятых баков разрешается не более одного месяца, а в районах с жарким климатом не более 15 дней. Хранить баки разрешается в помещениях и временно — под навесом, при этом для предохранения от прямых солнечных лучей, влаги и пыли их закрывают брезентом.
При определении пригодности баков к дальнейшей эксплуатации или к ремонту руководствуются данными, приведенными в табл. 4.17.
Баки независимо от их срока службы подлежат замене, если на них обнаружены следующие дефекты:
— разрушение протектирующих слоев на площади более 50% наружной поверхности;
— повреждения и неисправности, размеры которых больше указанных в табл. 4.16;
Таблица 4.16 Характерные неисправности и повреждения, при наличии которых баки снимаются с эксплуатации и отправляются в ремонт
|
№ по пор. |
[Наименование неисправностей и повреждений |
Предельные размеры неисправностей и повреждений, при которых баки снимаются с эксплуатации |
4 |
Отрыв и отслоение от внутреннего слоя накладок или |
Площадь ремонта и количество оторванных накла- |
ч |
лент крепления ребер жесткости |
док и лент не ограничиваются |
5 |
Обрыв и повреждение штырей и других элементов крепления бака (петель, ушков) |
Площадь ремонта обусловливается размерами нижней резиновой шайбы штыря и других элементов крепления |
. 6 |
Трещины и порывы наруж- |
По всему периметру ар- |
ного резинового слоя резино- |
матуры при глубине тре- |
|
тканевой и резино-металлической арматуры |
щин: — на резино-металлической арматуре — до метал- |
|
. . . |
лического кольца без отслоения резины от металла; |
|
. ! • |
— на резино-тканевой арматуре — до первого слоя ткани. |
|
7 |
Трещина на наружном резиновом слое у основания резино-металлической и резинотканевой арматуры і * |
По всему периметру арматуры: — на одноусовой арматуре— на 1/3 толщины резинового слоя у основания арматуры; — на двухусовой арматуре —на глубину до нижнего уса |
8 |
Вырывы и грубые повреждения резино-тканевой и резино-металлической арматуры |
Площадь ремонта обусловливается размером арматуры |
9 |
Расстояние и порыв протек- тирующих слоев бака |
Площадь ремонта не ограничивается |
10 |
Порывы и отслоение наружного слоя бака |
То же — |
11 |
Отслоение шайб, перекрывающих отбортовку арматуры |
}) |
12 |
Отслоение лент, перекры- |
|
• |
вающих швы наружного слоя; |
|
трещины на резиновых лентах, перекрывающих швы -.наруж- |
‘л |
|
ного слоя . . . • — |
. * .*■ |
— глубокие трещины на резино-тканевой арматура, доходящие до второго слоя ткани;
— отслоения резины от металлической арматуры.
Баки, имеющие такие дефекты, списываются.
Физико-механические свойства резины и прорезиненных тканей и сроки хранения их со дня изготовления должны соответствовать техническим условиям, приведенным в табл. 4.17.
Технические свойства резины, применяемой при эксплуатации
и ремонте баков
Таблица 4.17
|
t&K/ke для исключения отравления людей парами toll — лива необходимо строго соблюдать требования техники безопасности и охраны труда. .